Этикет - на современном уровне представляется скорее как условный язык, этакую «систему телодвижений и слов», с помощью которой один человек говорит другому: «я тебя уважаю», «я тебе подчиняюсь» и так далее. Это касается гостевого, корпоративного или делового этикета.
Этикет как система поведения и взаимоотношений существует с незапамятных времён. Все древние культуры располагали трактатами, расписывающими поведение человека на все случаи жизни. Этикет имеет несколько корней, от которых он унаследовал определённые элементы.
Корни этикета
Во-первых, это классовое расслоение общества. Основная функция этикета – регламентировать поведение людей, находящихся на разных классовых (кастовых) уровнях. Правила и запреты, из которых состоит любая поведенческая система, касаются обычно людей более низкого, подчинённого класса. Все древние трактаты, посвящённые этикету, уделяли много внимания существующим в той или иной культуре классам, разъясняли, какова роль каждого класса в обществе, что им можно и чего нельзя.
Древние кастовые системы, как правило, были жёсткими, нарушение кастовых обязанностей и запретов каралось, вплоть до смертной казни. Одна из древнейших этикетных систем дожила до наших дней практически в первозданном виде. Это индийская система четырёх «варн», которые иногда неправильно называют кастами. На самом деле каст в Индии несколько тысяч, и все они группируются по четырём варнам: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Правда, в данном случае не присутствует отношение соподчинения между варнами, все четыре группы объявляются равными, но исполняют строго определённые задачи.
Во-вторых – разделение труда. Так, учёные утверждают, что в основе всей культуры индоевропейских народов лежит уникальная «тройственная» социальная система: в первоначальном виде это жрецы, воины и земледельцы. Каждая социальная группа несла свою «вахту», что позволило индоевропейским народам прогрессировать, в конце концов, создать классические европейские и азиатские цивилизации.
Именно эта система лежит в основе упомянутых индийских варн: брахманы – жрецы (а также учёные), кшатрии – воины (а также правители), вайшьи – земледельцы (а также ремесленники и лица «свободных профессий»). Шудры, «четвёртая варна», появились гораздо позднее, ими первоначально были пленники и несостоятельные должники. Они до сих пор считаются самыми «грязными», а потому бесправными и презираемыми членами общества, стоящими как бы вне его; из их числа вышла особая каста – «неприкасаемые», презрение к которым дошло до предела.
Происхождение этикета
На самом деле происхождение этикета связано с религией, мифологией и магией. Свою роль здесь сыграли ритуальные запреты, обряды «очищения», инициации, религиозные мистерии. Так, суть касты «неприкасаемых» - именно ритуальная, «духовная» нечистота, передающаяся по наследству по закону кармы. Привилегии высших классов и необходимость вести себя перед ними определённым обществом - объяснялась просто: представители этих классов владели некой физической (в том числе армия) или магической силой; вражда с ними приводила к гибели человека, а дружба позволяла «отхватить свой кусок пирога».
Кроме того, во всех индоевропейских культурах (и в германской, и в славянской, и в индийской) «тройственная» социальная система имеет полное соответствие в мифологии, происхождение человеческих классов объясняется волей соответствующих богов. Ритуальность в современном этикете очевидна: так, часто приходится признавать лидером человека, по действительным качествам стоящего значительно ниже подчинённых, и вести себя соответствующим образом, например, «не умничать».
Как магия и религия противоречат здравому смыслу и законам природы, так и подобные корпоративные отношения не позволяют преуспеть предприятию (успех которого заключается только в проявлении профессиональных и волевых качеств сотрудников, а не в слепом подчинении недалёкому в смысле интеллекта директору).